В прошлом году я поделился своими наблюдениями, мыслями и некоторым опытом в рамках статьи для моих хороших знакомых — владельцев прогрессивной типографии ответственной печати IDEAPRINT. Вижу, что мысли, которые я высказал в той статье, остаются актуальными до сих пор. Поэтому привожу эту статью в этом блоге.
Что я, как поклонник хорошей записной книжки, автор тематического блога и управляющий магазина по торговле блокнотами и т.п. сопутствующими товарами могу сказать о востребованности бумажного блокнота?
Блокнот умер?
Начну с хрестоматийного примера «адепта современных технологий» Родиона из фильма «Москва слезам не верит». Помните, как он весь фильм твердил, что «скоро не останется ни театра, ни газет, будет одно телевидение!»?
Примерно такие же возгласы в отношении бумажных блокнотов раздаются с начала 80-х годов прошлого века, когда начали появляться первые PIM (Personal Information Manager). В то время это были устройства вроде Palm, в этом веке — смартфоны и планшеты… А бумажный блокнот все еще живее всех живых. Всегда умиляюсь обзорам новых портативных устройств на профильных онлайн-ресурсах, в которых автор доблестно рапортует о том, что «уже месяц пользуюсь только этим смартфоном/планшетом/умными часами, и про блокнот с ручкой и думать забыл. Все ведь синхронизируется, все в облаке». Почему умиляюсь? Потому что это ложь в 99 случаях из 100. И через некоторое время автор возвращается к ручке/карандашу и блокноту/листу бумаги. А скорее всего, эти нехитрые инструменты все равно в течение «этого месяца» лежат рядом с компьютером а иногда и в сумке продвинутого обозревателя. Основополагающая причина всегда одна — это удобно. К этим инструментам привыкли со школы. И главное — это всегда доступно и всегда работает. Без наличия интернета, без сетевой розетки. Всегда и везде. И нет ничего удивительного, что всегда находится покупатель на этот вид канцелярских товаров.
А кто покупатель?
На этот вопрос смогу ответить не «в целом», а через призму опыта общения со своими покупателями. Т.к. ассортимент нашего магазина, скажем прямо, подразумевает определенную покупательскую способность нашего клиента (выше среднего), и определенную культуру потребления и повышенные требования к продукту (опять же — гораздо выше среднего), то наш покупатель изначально ожидает определенного уровня качества у приобретаемого товара, он мотивирован на тщательный анализ товаров перед покупкой, выбор лучшего для себя блокнота/скетчбука, иногда — поиск аналога уже хорошо зарекомендовавшего себя бренда, просто потому что «хочется нового».
Очень часто в общении узнаю, что люди, даже не являясь активными «писателями», имеют несколько записных книжек для разных целей. Для планирования на работе — ежедневник/еженедельник, дневник — для собственных мыслей, небольшие тетради паспортного формата или блокноты-репортеры для быстрой фиксации идей в пути. Скажете — «евангелисты»? Возможно. Но для них это лишь удобный метод упорядочить свою работу, жизнь, мысли.
Кстати, все, как один, удивляются моему вопросу «А разве фиксировать в компьютере/смартфоне не удобнее?». Ответ примерно один — это разные вещи. Одно другого не заменяет, а скорее — дополняет. Я их прекрасно понимаю и разделяю эту точку зрения.
Ведь ничто не сравнится с записью от руки в красивом блокноте. При планировании, записи вручную включаются совсем другие механизмы в нашем сознании, чем при наборе текста на клавиатуре…
А ведь есть еще достаточно большой процент покупателей, который пишет определенными ручками, экспериментирует с перьями, чернилами… И для этих целей им нужны разные типы бумаги, разные блокноты. Многие говорят, что их привлекает сама концепция письма от руки. Не как в школе из «под палки в тетради в клетку», а когда сам, с большим желанием, хорошей ручкой на чистой или линованной странице из гладкой бумаги со скругленным уголком… Часто покупают по несколько штук блокнотов, разных фирм, форматов, с разной бумагой. Иногда, купив, говорят: «боюсь начать писать в этой красоте» ☺
Я заметил, что вне зависимости от социального статуса наших покупателей и их материального положения, они всегда делают осознанный выбор при покупке того или иного блокнота, записной книжки. Вопрос о том, что им это нужно для них уже решен. Их задача уже в другом — найти инструмент, который будет соответствовать их представлению о правильном, достойном блокноте, подходящем под их цели, метод использования и образ жизни с одной стороны, и пишущий инструмент с другой. Вряд ли стоит ожидать такого же щепетильного подхода от покупателя в каком-нибудь супермаркете, на ходу бросающего в корзину блокнот на спирали за 30 рублей…
Для истории
Я считаю (и это подтверждают мои непосредственные наблюдения) — не важно, какой блокнот или записную книжку вы выбираете, сколько она стоит, какая реальная или выдуманная история стоит за ее брендом. Важно то, что до сих пор бумага является универсальным, удобным, доступным, а значит — базовым инструментом для фиксации информации. И еще очень долго останется таковым.
Меня очень привлекает сама концепция записной книжки. Да и книги, как носителя, если говорить шире. Толстенькая записная книжка или широкая тетрадь, которую еще предстоит заполнить, и которую так приятно брать в руки, когда она уже исписана, полностью заполнена вашими мыслями (или выполненными списками дел). Это, фактически, ваша история, которую вы создаете и документируете каждый день. К которой сможете вернуться завтра или через 10 лет. Или к ней вернутся ваши внуки и правнуки.
Итак, вы готовы оставить свой след в истории? Хотя бы просто в истории вашей семьи? Записная книжка дает вам такой шанс.
Оригинал статьи расположен на сайте типографии ИДЕЯ ПРИНТ: http://www.ideaprint.ru/base_knowlage/paper-notebooks-are-you-kidding-me/
В оформлении использованы фотографии с сайта типографии, © Идея Принт.
Один комментарий
Здравствуйте! Только сейчас нашла эту статью, и она стопроцентное попадание. Я писала бумажные дневники лет с 13 примерно. С появлением первого ноутбука, когда мне было 22, я начала осваивать электронный формат. Однако на протяжении семи лет, когда я то удаляла блог с записями, то заводила новый и снова удаляла — моя жизнь ушла в сетевое никуда. И сейчас, начав смотреть видео на ютубе, мне все чаще выходили видео о ежедневниках, личных дневниках и тд. И я купила несколько блокнотов, но это все было не то — я хотела самый-самый блокнот для личного дневника. И в конце-концов заказала Moleskine large в клетку. Моему счастью не было предела. Он уже закончился, я завела другой блокнот, на смену ему уже лежит молескин поменьше. И я больше не горю желанием писать в электронный дневник. Писать в блокноте ручкой которая нравится, украшать его, не просто вставляя картинки как в электронном, а самой вырезать, приклеивать и прочее — это очень приятно!
Спасибо Вам за эту статью, она многим пригодится.